Ввиду значительного числа вопросов, поступающих в связи с реализацией реформы системы обращения с отходами, Минстрой России разъясняет некоторые положения федерального законодательства.
Согласно ч.4 ст.154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя в том числе обращение с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО). При этом в соответствии с ч.8 ст.23 Федерального закона № 458-ФЗ обязанность по внесению платы за данную коммунальную услугу наступает:
1. При наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти субъекта РФ и региональным оператором;
2. При наличии утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО;
3. Не позднее 1 января 2019 года.
При включении обращения с ТКО в состав платы за коммунальные услуги, стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) отходов исключается из платы за содержание жилого помещения с месяца начала работы регионального оператора (ч.8.1. ст.23 Федерального закона № 458-ФЗ). Для исключения графы ТКО из размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее 10 дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет размера платы.
Таким образом, если региональный оператор по обращению с ТКО начал оказывать услугу с 1 января 2019 года, изменение размера платы за содержание жилого помещения (исключение из ее состава стоимости услуг ТКО) происходит с этой же даты и отражается в платёжных документах за январь.
В случаях, предусмотренных ч.7, 8 ст.156 Жилищного кодекса РФ, документом, обосновывающим размер уменьшения платы за содержание жилого помещения, рекомендуется рассматривать соответствующее решение общего собрания собственников помещений в МКД, решение органов управления товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива об установлении размера обязательных платежей и (или) взносов.
В случаях, предусмотренных ч.3 ст.156 Жилищного кодекса РФ, уменьшение размера платы за содержание жилого помещения осуществляется решением органа местного самоуправления.
Если решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения не содержат информации о размере расходов на услуги ТКО, расчет ее уменьшения рекомендуется осуществлять на основе фактических данных о расходах лица, управляющего многоквартирным домом, на услуги ТКО по каждому многоквартирному дому в 2018 году.
Также, по мнению Минстроя России, органы местного самоуправления могут определить рекомендуемый для исключения из состава платы за содержание жилого помещения размер расходов на услуги ТКО, посредством определения (расчета) фактического среднего значения таких расходов на территории муниципального образования на 1м2 общей пощади помещения в многоквартирном доме, основываясь на информации о фактической стоимости услуг по вывозу ТКО за 2018 год:
— от организаций, осуществляющих вывоз ТКО с жилищного фонда в муниципальном образовании,
— или от лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами.
При расчете размера уменьшения платы за содержание жилого помещения рекомендуется учитывать следующее:
— если оказание услуг по вывозу ТКО лицу, осуществляющему управление многоквартирными домами, оказывают несколько организаций, расчёт рекомендуется производить раздельно в отношении всех многоквартирных домов, обслуживаемых по каждому договору на оказание услуг по вывозу ТКО с учетом общей площади всех помещений (жилых и нежилых) входящих в такую группу многоквартирных домов.
— если площадь помещений в многоквартирных домах, находящихся под управлением лица, в отношении которого производится расчёт, изменялась в течение года, для расчёта рекомендуется использовать среднее арифметическое значение площади, указанной на момент отчёта лица, осуществляющего управление многоквартирными домами, за 2017 г. и площади по состоянию на дату начала предоставления услуги ТКО региональным оператором;
— если срок включения первого дома в реестр лицензий управляющей организации (срок начала управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом) составляет менее 12 мес., среднее значение размеров расходов на услуги ТКО рекомендуется рассчитывать по количеству полных календарных месяцев фактического осуществления деятельности по управлению.
В соответствии с п.2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. №1009, письма и разъяснения федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
В связи с этим следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.