Апр 2, 2021

Суд оградил хозяйствующих субъектов от безосновательных действий антимонопольного органа.

После отмены предыдущих судебных актов Арбитражным судом Калининградской области вновь рассмотрено дело № А21-13922/2019 по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (управление) к ГП КО «ЕСОО» (предприятие) и транспортировщику твердых коммунальных отходов (ТКО) ООО ТК «Сибирская экологическая компания» (общество) об оспаривании электронного аукциона и заключенного по его результатам договора на оказание услуг по транспортированию ТКО для регионального оператора (договор).

Судом при рассмотрении дела с целью оценки доводов управления о несоответствии представленной обществом для участия в аукционе лицензии на право оказания услуг по сбору и транспортированию отходов в виду указания в ней места осуществления лицензируемой деятельности за пределами Калининградской области была исследована позиция Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по данному факту (Росприроднадзор). В представленных суду пояснениях Росприроднадзор указал, что деятельность по транспортированию отходов не связана с их размещением отходов и осуществляется с использованием транспортных средств, то есть движимого имущества, а следовательно, может осуществляться на всей территории Российской Федерации и не требует переоформления соответствующей лицензии, выданной уполномоченным территориальным органом Росприроднадзора.

При этом существенным аспектом для вынесения решения по делу стало наличие или отсутствие охраняемого законом интереса, подлежащего защите применительно к спорному аукциону и заключенному по его результатам договору.

Суд указал, что в силу ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отсутствие нарушения антимонопольных запретов у управления не имеется правовых оснований для проверки целесообразности заключения предприятием и обществом договора по результатам аукциона.

По смыслу указанной статьи у антимонопольного органа отсутствует право вмешиваться без надлежащих на то оснований в хозяйственную деятельность юридического лица.

Основываясь на вышеприведенных выводах, поддерживая принципы свободы экономической деятельности и единства экономического пространства, Арбитражный суд Калининградской области решением
от 17.03.2021 по делу № А21-13922/2019 отказал в удовлетворении исковых требований Управления.

Кроме того, представленная в суд в рамках рассмотрения указанного дела позиция Росприроднадзора о возможности осуществления транспортирования отходов на всей территории Российской Федерации при наличии лицензии и без необходимости её переоформления была принята судом в качестве доказательства при рассмотрении дела № А21-112920/2020 по иску ГП КО «ЕСОО» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области о признании незаконным решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного по признакам нарушения порядка определения победителя аукциона.

Арбитражный суд Калининградской области пришел к выводу о том, что при определении победителя аукциона и последующем заключении с ним договора ГП КО «ЕСОО» не нарушало антимонопольное законодательство и решением от 22.03.2021 по делу № А21-112920/2020 отменил решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по делу о нарушении антимонопольного законодательства, указав, что оно не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы предприятия.